Беспроцентных кредитов больше не будет!

За сокрытие настоящей их стоимости и слишком мелкий шрифт в договорах банкам теперь грозят штрафы

Если вам обещали кредит под 0 процентов на карту, а на самом деле взыскали немалые комиссионные или заставили оформить кредитную карту вместе с зарплатной, можете жаловаться в Национальный банк Украины (НБУ). Верховная Рада приняла изменения в ряд законов, касающихся защиты прав потребителей финансовых услуг. Как сообщил глава НБУ Яков Смолий, за прошлый год в Нацбанк поступило более 13 000 жалоб о нарушении прав потребителей. Однако ни один банк так и не удалось привлечь к ответственности — не было механизма. Теперь в законодательстве четко определено, что банки не имеют права делать, а также предусмотрены санкции за нарушения.

Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются потребители, — сокрытие реальной стоимости услуг. Теперь к общим расходам по потребительскому кредиту включают все расходы потребителя, в том числе дополнительные и сопутствующие услуги третьих лиц. То есть речь идет не только о комиссии, плата за открытие счета, но и, скажем, о стоимости страхования (например, одним из условий приобретения авто в кредит является оформление КАСКО). А чтобы клиентам было удобно читать договор и приложения к нему, все эти документы должны быть напечатаны читаемым шрифтом (14 кеглем).

«Номинальные процентные ставки по кредитам могут очень существенно отличаться от эффективных. Особенно это касается потребительских и наличных кредитов, где банки часто используют очень низкую номинальную процентную ставку — параллельно с достаточно высокими ежемесячными и / или разовыми комиссиями, — объясняет директор департамента аналитики компании «Простобанк Консалтинг» Владимир Паюк. — По нашим данным, на конец сентября этого года средняя номинальная ставка по наличным кредитам на 1 год составила 19,05% годовых, в то время как средняя эффективная ставка, включающая все разовые и ежемесячные комиссии, была на уровне 72,37%! Вполне возможно, что когда банки будут размещать в рекламных буклетах размер эффективной ставки, какая-то часть людей откажется от оформления таких кредитов ».

Навязывать дополнительные услуги банкам теперь тоже запрещено. Например, при открытии счета в государственном банке, на который должны приходить «детские» деньги, мне добровольно-принудительно «впихнули» полис на страхование имущества. Стоил он смешные 20 гривен, поэтому проще было заплатить, чем объяснять, что формально я не являюсь владельцем ни подвижного, ни недвижимого имущества. Но таких клиентов — тысячи! Теперь это можно пожаловаться в НБУ. Если же определенные банковские услуги все-таки требуют оформления страховки, нотариального удостоверения или оценки имущества, банк не имеет права навязывать конкретных страховщиков или нотариусов.

Нередко бывает, что на обычные зарплатные карты банки подключают кредитный лимит без согласия клиента. Иногда его даже об этом не сообщают. И человек случайно может залезть в минус, а потом вынуждена платить проценты, а порой еще и пеню … Теперь за такую ​​самодеятельность банкам также грозит штраф.

Еще одна распространенная проблема — поручительство по кредиту. Бывает, звонят из банка и спрашивают, вы знаете такого-то, действительно ли он работает там-то. И утвердительного ответа порой хватает, чтобы вас … вписали в качестве поручителя. А иногда человек узнает, что она является поручителем лица, которой в глаза не видела! Однако теперь за ненадлежащее оценку заемщика, а также за обработку ваших персональных данных без вашего согласия (особенно, если их передали коллекторам), банк будет нести ответственность. Более того, по словам главного редактора Prostopravo.com.ua Екатерины Гутгарц, чтобы записать человека в поручители, нужна не просто согласие, а подпись под договором поручительства.

«Насколько выиграют от нововведений потребители? Зависит от того, как будет реализована на практике функция защиты прав НБУ. Как осуществлять проверки по жалобам потребителей, как накладывать финансовые санкции и принимать меры воздействия на нарушителей, — говорит Екатерина Гутгарц. — Штрафные санкции за нарушение прав потребителей установлен в размере от 300 до 600 необлагаемых минимумов (от 5100 до 10200 грн), за некоторые — от 500 до 800 (от 8500 до 13600 грн), поэтому наложение такого штрафа на банк будет ощутимым, только если будет системный, а не единичный характер. К сожалению, права потребителей банковских и финансовых услуг сегодня нарушаются довольно часто, а сами потребители далеко не всегда обращаются в соответствующие органы (в том числе судебных) за защитой нарушенного права ».

Куда жаловаться?

Если банки нарушают ваши права потребителя, уже сейчас можно обратиться с письменной жалобой в НБУ (отправить бумажным письмом). До конца года на сайте Нацбанка должен появиться специальная форма, поэтому жалобы можно будет подавать онлайн. Кроме того, в НБУ заработать call-центр, через который можно будет не только подать жалобу, но и получить консультацию.

Добавить комментарий