Почему парламентские выборы усугубили политические кризис в Молдове?
Состоявшиеся 24 февраля нынешнего года выборы в высший законодательный орган Республики Молдова наглядно продемонстрировали, насколько кардинальным образом отличаются взгляды представителей электората. Согласно окончательным данным, Партия социалистов страны, возглавляемая действующим президентом Игорем Додоном, набрала 31,15% голосов, свои предпочтения прорумынскому блоку ACUM отдали 26,84% молдован, имеющих избирательное право, за демократов и партию ШОР проголосовали соответственно 23,62% и 8,32% голосовавших. Фактически это означает, что ни одна из упомянутых политических сил не набирает парламентского большинства, а, следовательно, в обозримом будущем мир станет свидетелем новой борьбы за власть в этой бывшей советской республике.
Что же, в сущности, произошло? Для того чтобы сформировать собственное правительство, отдельно взятой партии, лидирующей на пресловутых выборах, необходимо было получить 50 процентов + 1 голос избирателей. В противном случае та же партия должна будет пойти на создание коалиции со своими политическими противниками. Но вот ведь в чем дело: сразу же после объявления результатов голосования и блок ACUM, и Демократическая партия Молдовы в один голос заявили, что проводить консультации с социалистами они не намерены. И причиной тому здесь даже не политические, а, скорее, геополитические разногласия – местные прозападные партии открыто называют ПСРМ «ставленниками Кремля». Образно выражаясь, «масла в огонь» здесь подлил и действующий молдовский премьер Андриан Канду, заявивший, что Россия якобы «грубо вмешивалась в ход голосования» и в итоге подтасовала его результаты. Так это или нет, по всей видимости, решит специальная комиссия, созданная по запросу конкурентов Партии социалистов.
На этом интрига отнюдь не исчерпывается. Как оказалось, серьезные разногласия существуют и в стане самих демократов. В частности, правый блок ACUM настаивающий на «румынском пути развития» Молдовы, не желает идти на переговоры с левоцентристской Демократической партией, возглавляемой олигархом Владимиром Плахотнюком. Те же правые явно не согласны подписывать коалиционное соглашение с партией ШОР, глава которой – Илан Шор, муж российской певицы Жасмин, обвиняется в финансовых махинациях. Впрочем, социальный статус партийного лидера в данном конкретном случае ни при чем: у ШОР относительно небольшие показатели для формирования коалиционного кабинета.
«Здесь мы можем говорить о том, что явных победителей на прошедших в РМ выборах нет, — резюмировал в комментарии ГолосUA европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – В обозримом будущем главе ACUM Майе Санду не удастся воплотить в жизнь идею скорейшего вхождения Кишинева в Европейский Союз в целом и Румынию в частности. С другой стороны президент Игорь Додон будет не в состоянии лоббировать законы по Приднестровской Молдавской Республике». По словам аналитика, таким образом, можно предположить, что политический кризис в регионе будет лишь усугубляться.
Тем не менее, так же не стоит говорить о безвластии. Совершенно очевидно, что практически все участники избирательной кампании попытаются оспорить результаты выборов, а на это потребуется немало времени. «Не исключено, что, пока будут проходить соответствующие судебные заседания и всяческие расследования, по всей Молдове будут проходить митинги в поддержку той или иной партии, — предположил правозащитник Александр Митц. – Вероятно, именно под давлением своих сторонников или противников победителям придется сесть за круглый стол со своими политическими оппонентами. Однако это произойдет не так уж и скоро». Точной даты урегулирования сложившейся ситуации эксперт не назвал.
Как бы там ни было, уже сегодня представители действующего парламента Республики Молдова предостерегли тех же победителей избирательной гонки от «неправильных и поспешных шагов». Дескать, новых общественных волнений страна может не пережить. Что скрывается за этой довольно расплывчатой формулировкой, пока не известно.
По материалам: golos.ua