Жизнь

Антисоциальный бюджет-2019: «Предвыборный пиар» Банковой заложили в госбюджет, а субсидии сократили

Антисоциальный бюджет-2019: «Предвыборный пиар» Банковой заложили в госбюджет, а субсидии сократили

В проекте госбюджета правительство не учло последствий грядущего повышения цены газа, рост инфляции и сокращение доходов населения, отмечают эксперты. Зато в документе обнаружен пункт о государственном финансировании некоего «Фонда Президента Украины».

«На предвыборный пиар»

Верховная Рада на заседании в четверг, 18 октября, приняла за основу и в целом проект постановления о выводах и предложениях к проекту Бюджета на 2019 год. В документе обнаружился любопытный пункт.

Правительству поручается решить вопрос с финансовым обеспечением расходов на создание и функционирование Фонда Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ, на подключение интернета в сельских школах, приобретение школьных автобусов, строительство спортивных сооружений (бассейнов).

У журналистов вызывало недоумение, отчего заниматься такой деятельностью за бюджетные деньги должно не соответствующее министерство, а некий «Фонд Президента Украины», который еще не создан. «Порошенко требует деньги у Верховной Рады на предвыборный пиар. Это в поручениях, где лимит трат на усмотрение правительства. Но за газ по-новому заплатит население», — написал в Facebook журналист Денис Рафальский.

Отметим, что упомянутое поручение правительству так же содержит требование «отработать вопрос о введении механизма частичной компенсации населению трат, связанных с повышением тарифов на газ путем предоставления налоговых льгот».

Как известно, в ближайшее время по требованию Международного валютного фонда (МВФ) правительство планирует поднять цену газа для населения. По словам премьер –министра Владимира Гройсмана, цена на газ для населения Украины должна быть выше, чем действующая на 60%.

Однако, в проекте госбюджета правительство не учло последствий этого повышения. Об этом заявил глава Счетной палаты Валерий Пацкан. Он уточнил, что рост тарифов непременно вызовет скачок инфляции выше прогнозированного уровня. 

«В условиях роста цены на газ сложно будет удержать инфляцию, которая заложена правительством на уровне 7,4%. При таких условиях, увеличение доходов госбюджета, по сравнению с утвержденным на 2018 год, в объеме предусмотрено, прежде всего, за счет роста цен импорта и девальвации. При этом без учета ценового фактора, доходы госбюджета 2019 года уменьшатся на 0,8%», —  подчеркнул Пацкан.

Следует отметить, что проект госбюджета на следующий год предусматривает сокращение расходов на субсидии на 22,4%. На них заложено на 15,9 млрд грн меньше по сравнению с нынешним годом. На 2019 год предусматривается выделение 55 млрд грн (вместо 70,9 млрд).

Взят курс на сокращение числа получателей. Госстат уже сообщил, что с начала 2018 года субсидии назначены 2 млн 947,4 тыс. домохозяйств, что на 58% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. А средний размер субсидии для компенсации затрат на оплату  услуг ЖКХ на одну семью в августе-2018 сократился на 37,3% по сравнению с августом-2017 и составил 96,5 грн.

На этом фоне требование к правительству «отработать вопрос частичной компенсации» выглядит оригинально. Ведь суммы расходов на эту компенсацию не указываются, как и параметры «дополнительных льгот», которые накануне выборов правительство будет устанавливать в ручном режиме.

«Замедляется рост реальных доходов населения»

По мнению председателя Счетной палаты, рост инфляции, вследствие подорожания газа приведет к замедлению роста зарплат, а также проблемам на потребительских рынках.

«Замедляется рост реальных доходов населения, происходит стагнация в отраслях, производящих продукцию потребительского спроса, уменьшается объем поступления иностранных инвестиций», — перечислил Валерий Пацкан.

Политолог Алексей Якубин отмечает, что из-за подорожания газа будут расти долги населения за коммунальные услуги, которые уже сейчас достигают 40 миллиардов гривен.  «Мы столкнемся с ситуацией колоссальных неплатежей, а это, без сомнения, будет играть свою роль на выборах. Если даже не произойдет какого-то массового митинга или массовой демонстрации, то я думаю, что  платежки, которые будут получать граждане, будут наилучшей агитацией против Президента и правительства, против действующего курса», — заявил политолог.

Эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский напомнил, что недавно люди выразили свой протест против высоких тарифов у здания ЦИК. Пенсионеры жаловались на катастрофически низкие пенсии. Профсоюзы образования и профсоюзы научных работников устроили акции протеста из-за крайне низких заработных плат, социальных показателей, которые касаются их отраслей. «У людей уже кончается терпение, украинцы начинают бастовать», — отмечает эксперт.

На этом фоне власть значительно повышает расходы на силовые структуры. Проект государственного бюджета составлен таким образом, что расходы на оборону и правопорядок вырастут на 31,5 млрд грн (на 27%) до 209,5 млрд грн (5% ВВП). Более 82 млрд грн (на 24,4% больше, чем в 2018 году) направлено на статью «общественная безопасность» — то есть на полицию и другие структуры.

Обеспечение деятельности силовиков вырастет на 14,9 млрд грн. Наибольшими темпами повышаются расходы на аппарат МВД и полицию (на 30,6% или на 9,67 млрд грн), Управление госохраны (на 20,4% или  на 0,21 млрд грн), Госпогранслужбу (на15,6% или на 1,46 млрд грн), СБУ (на 15,5% или  на 1,26 млрд грн). На обеспечение деятельности прокуратуры и судов выделяется 23,6 млрд грн.

Затраты на силовиков в проекте госбюджета (80,07 млрд грн) на 12,7% превышают объемы образовательной субвенции. Расходы только на прокуратуру составят почти 7,2 млрд грн – это в полтора раза выше, чем бюджет Национальной академии наук (4,7 млрд грн). СМИ отмечают, что еще пять лет назад, в 2013 году, расходы на Генпрокуратуру и НАН были одинаковыми.

Политолог Андрей Золотарев констатирует, что расходы на правоохранительные структуры повышаются, хотя «эффективность из работы оставляет желать лучшего»

«В итоге в бюджете остается мизер на социальные программы. По сути, это бюджет консервации бедности в стране. В нем нет драйверов экономического роста», — говорит политолог. Он считает, что последние четыре года власть занималась тем, что думала, где одолжить деньги, «хотя нужно было думать, как заработать деньги для страны».

Следует отметить, что по сообщениям СМИ, требование по принятию госбюджета-2019 без значительных изменений возникло в процессе переговоров между представителями МВФ и украинскими властями. Хотя ранее ожидалось, что меморандум о сотрудничестве МВФ и Украины будет подписан по итогам сентябрьского визита миссии МВФ. А  главным остается требование повысить цену газа. 

 

 

 

 

 

 

 

По материалам: golos.ua

Добавить комментарий