КБ Южное: Старый или Новый Космос Украины? Трудности перехода.


КБ Южное

КБ «Южное»: Старый или Новый Космос Украины?

В мировой космической индустрии сегодня задействованы сотни компаний. Есть среди них и представители Украины, которой в наследство от СССР досталась большая материально-техническая база в сфере ракетостроения.

Большинство украинских предприятий, работающих на рынке космических технологий, — государственные. Их регулятором выступает Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ). Под его мониторинг и контроль подпадают все основные проекты, которые Украина реализует в космической сфере.

На сегодняшний день ГНАУ подчиняются 5 КБ, 8 производственных компаний и чуть более десятка научных центров. Крупнейшие игроки — КБ Южное и Южный машиностроительный завод (Южмаш). Первое разрабатывает, второй производит.

Годы до независимости

КБ Южное было основано в 1954 году на базе конструкторского отдела Южмаш. Завод планировался как автомобильный, но потом получил более актуальную на то время специализацию — производство межконтинентальных баллистических ракет. С началом эры космоса, после запуска первого искусственного спутника в 1957 году, в мире резко вырос спрос на космические аппараты.

В 1962 году КБ Южное создает на базе военной ракеты свою первую ракету-носитель «Космос», способную доставлять на низкую околоземную орбиту (НОО) полезные грузы весом до 450 кг. Запуск проходит успешно и становится толчком к дальнейшему усовершенствованию ракеты и созданию новых, более вместительных прототипов.

В 1964 году появляется Космос-2, грузоподъемность которого по сравнению с первой версией увеличивается втрое, а в 1969 году  — новая ракета Циклон (до 5 тонн). Последним космическим детищем КБЮ советского периода становится РН Зенит-2, которая была выпущена в 1985 году и  могла выводить до 11 тонн полезного груза на орбиту МКС (400 км).

За годы деятельности, тандем КБ Южное и Южмаш добился многого. Авторитет и признание в мире были заслужены, благодаря багажу опыта, умению развиваться и интегрироваться в мировой космический рынок.

Так ли гладко все сейчас, и какие проблемы преследуют КБ Южное и украинскую космическую индустрию в целом, попробуем разобраться дальше.

Чем богаты, тем и рады

С независимостью Украины, развитие космоса в молодой стране снизило обороты. Проблемы — недостаток финансирования, негибкая государственная политика. Число из 600 предприятий, задействованных в ракетно-космической отрасли, стремительно уменьшалось. Несмотря на трудности, КБ Южное продолжало создавать ракеты-носители, правда, в основном, на базе уже имеющихся разработок. В тесном сотрудничестве с зарубежными партнерами, в период с 1999 по 2011-й годы появляются несколько модификаций ракет Зенит и новая легкая ракета-носитель Днепр.

В разработке «Зенит-3SL», помимо КБ «Южное», приняли участие российский РКК «Энергия» и «Боинг».

Ракета специально создавалась для запуска с плавучего космодрома Sea Launch в Тихом океане. Проект Sea Launch принес наибольший доход КБ Южное за всю историю совместных разработок. С 1999 года было совершено 36 запусков Зенит-3SL, стоимостью 80-100 млн долларов каждый. Доход КБЮ согласно контракту составил около 25%.

Читайте также:  Британская группа сняла клип в Чернобыле (ВИДЕО)

Нашлось применение и ракете Днепр. Разработанная на базе одной из самых мощных межконтинентальных баллистических ракет Сатана, Днепр стартовала 22 раза, 21 из которых успешно.

Ракеты-носители «Зенит», “Днепр” и «Циклон» какое-то время оставались для ракетостроителей из Днепропетровска возможностью выживать в условиях растущей конкуренции. Но нужно было что-то новое. Руководство КБ Южное настойчиво начинает проталкивает проект создания ракетно-космического комплекса «Циклон-4», разрабатывающийся еще с начала 2000-хх. Легкая ракета-носитель Циклон-4 должна была осуществить прорыв на рынке космических грузоперевозок, благодаря своей надежности и высокоточному выведению на окружные, геостационарные и солнечно-синхронные орбиты Земли.

Бразильский финт

Планировалось, что Украина и Бразилия наладят совместное производство Циклон-4 и наземного стартового комплекса на бразильском космодроме Алькантара. Но в 2015 году бразильская сторона внезапно отказалась от выполнения своих обязательств. Причины были связаны с финансированием, натянутыми отношениями между странами и неопределенностью в экспортных перспективах проекта. По подсчетам экспертов, убытки украинской стороны от закрытия проекта составили около 800 млн долларов. Кто виноват в разрыве контракта, до сих пор остается загадкой, но в СМИ активно муссировалась тема о коррупционной составляющей проекта. Разбирательство ведется, а Генеральная прокуратура завела 4 уголовных дела «по обвинению в злоупотреблении служебными обязанностями лицами госпредприятия и завладении ими государственными средствами».

Ситуацию с Циклон-4 это никак не спасло, проект закрылся, а инициатива украинской стороны о переносе площадки для запусков ракеты в США не была поддержана зарубежными госструктурами и инвесторами.

Можно и без России

Убавил перспектив в работе КБ Южное и Южмаш и военный конфликт на Востоке Украины, положивший начало разрыву сотрудничества с российской стороной. Украинской космической отрасли пришлось еще активнее бороться за выживание. Только в 2014 году объемы производства космической техники по договорным обязательствам с РФ сократился в 17 раз. В частности, был заморожен и проект Sea Launch. Украинское правительство не спешило обеспечивать КБ Южное и Южмаш оборонными заказами. В итоге завод месяцами простаивал, из-за долгов на предприятии наблюдались перебои с поставками электроэнергии. Южмаш, который является предприятием полного цикла, несмотря на многопрофильность, не загружен полностью и сейчас, и с каждым годом растрачивает свой потенциал, в том числе, и в космической отрасли.

Имея огромную техническую базу, ни Южмаш, ни КБ Южное не могут эффективно перейти на рыночные рельсы, продолжая находиться в зависимости от государства, и финансироваться из госбюджета, возможности которого крайне ограничены.

Как признается генеральный директор НПО Сергей Войт, украинское государство не способно обеспечить предприятие заказами на ракетно-космическую технику, и отрасль сможет выжить, зарабатывая только на внешних рынках. Например, в 2018 году на развитие всего украинского космоса было выделено лишь 80 млн долларов, тогда как разработка только одного «Лебедя», первого украинского телекоммуникационного спутника, оценивается в 300 млн.

Читайте также:  На парковке одесского супермаркета сгорели два авто (ФОТО)

Отсутствия должного финансирования сказывается на обновлении материально-технической базы и персонале. На сегодняшний день средний возраст сотрудников КБ Южное и Южмаш превышает 45 лет, а это отсутствие новых идей, знаний и заинтересованности в будущем предприятия.

Конечно, не все так плохо, ряд успешных международных проектов у предприятий есть. Например, европейская ракета-носитель Vega с украинским двигателем или американская Antares с украинской первой ступенью. Но это не комплексные разработки, и участие украинской стороны в них, минимальное, и не позволяет говорить о системной интеграции украинского космопрома в мировой рынок.

Распад космического тандема

Не все гладко и в отношениях давних партнеров. КБ Южное лихорадят подозрения высшего руководства в коррупции, а на сайте НПО Южмаш с начала 2017 года висит обличительная статья, рассказывающая о недобросовестном поведении КБ по отношению к заводу. Южмаш обвиняет Южное в искажении действительной ситуации в отрасли, называет себя заложником некомпетентной маркетинговой политики КБ и попытки переложить всю ответственность за неудачи и промахи.

Цитата из письма звучит как вердикт: «За двадцать пять лет независимости в КБ Южное не появилось ни одной новой разработки, доведенной до серийного производства, а космические аппараты, разработанные КБ Южное, неконкурентоспособны и никого, к сожалению, не интересуют. Но по логике КБ Южное, виноват в этой ситуации Южмаш».

Также Южмаш обвиняет КБЮ в бездарной финансовой политике. Бюро фактически является центром объединения кооперации разработчиков и производителей ракетно-космической техники Украины, но единственное показывает устойчивый финансовый результат на протяжении последних нескольких лет. Остальные участники отрасли работают с низкой или нулевой рентабельностью, не имея возможности вкладывать средства в обновления основных фондов.

КБ Южное действительно показывает немалые прибыли, но концентрирует свои усилия на краткосрочных проектах, в то время, как специфика Южмаша рассчитана на серийное производство. Руководство завода видит спасение только в реформировании отрасли, переходе ее предприятий с государственной формы собственности на акционерную. Но подвижек в этом вопросе пока не наблюдается.

Старый космос против Нового

Очевидно, что сложившая ситуация не идет на пользу ракетно-космической промышленности Украины.

Это особенно заметно на фоне развития идеи Нового Космоса. Ее суть заключается в разработке и производстве частными аэрокосмическими компаниями компактных недорогих ракет-носителей, позволяющих удешевить стоимость запусков орбитальных спутников и сделать их более доступными для небольших частных игроков на рынке.

Наиболее крупные представители идеи Нового Космоса — американские компании «SpaceX» Илона Маска, «Virgin Galactic» Ричарда Брэнсона и «Blue Origin» Джеффа Безоса. Первая уже успешно выводит свои ракеты Falcon и Falcon Heavy на орбиту и возвращает их обратно. В 2018 году компания Илона Маска выполнила 20 запусков Falcon 9. Это вполовину больше, чем в 2016-м, и не предел возможностей.

Читайте также:  Новые судьи Конституционного суда приняли присягу (ВИДЕО)

Есть и другие частные компании, которые только готовятся к первым запускам. Одна из таких — FireFly Aerospace Макса Полякова. Бизнесмен украинского происхождения развивает инновационные технологии в различных сферах, поддерживает науку, стартапы, перспективных молодых специалистов.

FireFly – американская аэрокосмическая компания, основанная в 2014 году. До приобретения Максом Поляковым в 2017-м, разработала прототипы двух ракет-носителей FireFly Alpha и Beta. Они смогут доставлять на различные орбиты до 1 и до 4 тонн полезных грузов соответственно. Ввод ракеты FireFly Alpha в эксплуатацию планируется уже в конце 2019 года. Это должно удешевить запуски малых орбитальных спутников.

Первые запуски Alpha будут проходить с космодромов на территории США. Кроме того, FireFly Aerospace уже получила первый заказ от крупного британского производителя спутников SSTL на 6 запусков в период с 2020 по 2022 год.

Несмотря на успешную деятельность FireFly в США, Макс Поляков не забывает про потенциал своей родной страны. В 2018 году компания открыла R&D Центр в Днепре. Событие привлекло внимание президента П.Порошенко, который посетил предприятие и пообщался с Максом Поляковым о перспективах развития украинского космоса.

Интерес FireFly Aerospace к Украине космической понятен. В стране есть прекрасная техническая и интеллектуальная база, а стоимость производства гораздо дешевле, чем в США. После успешного старта FireFly Alpha, у того же КБ Южное и Южмаш в перспективе могут появиться заказы на новые разработки и серийное производство ракет.

При этом, продукция FireFly Aerospace не будет конкурировать с уже имеющимися украинскими разработками, но сможет вовлечь украинскую ракетно-космическую индустрию в перспективный прибыльный бизнес. Правда, для этого нужно принять тот самый закон, о котором говорит Южмаш, или что-то наподобие, чтобы открыть украинский рынок для частных аэрокосмических компаний, как FireFly Aerospace.

Перспективы КБ Южное: лидер или аутсайдер?

new space

А пока КБ Южное заявляет о новом проекте Циклон-4М, который собирается развивать совместно с канадской компанией Maritime Launch Services. Ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту высотой 200 км (НОО) до 5 тонн груза. И это фактически приравнивает ее по характеристикам к ракете FireFly Beta. Вопрос лишь в реальности этих перспектив, ну и конечно, самом главном факторе — стоимости одного запуска. Ниже мы сравнили по этому параметру ракеты четырех компаний.

Стоимость 1 запуска на НОО:

  • Циклон 4М (макс.грузоподъемность 5 тонн) —  $45 млн.
  • FireFly Alpha (1 тонна) — $8 млн.
  • Falcon 9 SpaceX (23,8 тонны) — $60 млн.
  • RocketLab Electron (0,225 тонн) — $5 млн.

Все носители работают на самом экономичном и безопасном виде топлива — смеси керосина с жидким кислородом. К тому же, в FireFly Aerospace обещают, что в дальнейшем стоимость одного запуска будет снижена в 3-4 раза.

А пока КБ Южное только проектирует свою новую ракету, SpaceX уже делает 20 запусков Falcon в год. За ней пытается угнаться китайская OneSpace Technology, успешно испытавшая собственную ракету в мае 2018 года и планирующая в нынешнем году совершить 10 запусков. FireFly собирается начать с 8-ми. На этом фоне украинский гигант Южмаш вряд ли может гордиться контрактом на изготовление 12 ракет Зенит до 2022 года в рамках возобновленной  программы Sea Launch. Потом новый владелец проекта компания S7 планирует заменить устаревающие Зениты на другие, более экономичные носители, которых у КБ Южное, увы, пока нет.

Как видим, будущее украинской космической индустрии выглядит не очень перспективно, и предложение FireFly Aerospace развивать идеи Нового космоса в Украине выглядит, как рука помощи украинскому ракетостроению.

Состоится ли рукопожатие представителей старого и Нового космоса, и насколько уверенным и крепким будет, покажет время.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − один =

Подробнее в Наука и техника
Максимально полезные курсы компьютерных технологий

Стоит ли покупать Range Rover Evoque?

Котлы длительного горения — отличный способ сэкономить

Правильный подбор запчастей, залог успешного ремонта автомобиля

Плюсы кредитов онлайн

10 Things you need to know about essay writing

Закрыть