Наука и техника

И. Миклащук: «Лицейные классы помогут школьникам выбрать профессию еще до получения аттестата»

И. Миклащук: «Лицейные классы помогут школьникам выбрать профессию еще до получения аттестата»

В украинских сельских школах начали открывать лицейные классы для старших учеников общеобразовательных школ. Один из таких лицейных классов начнет функционировать с 1 сентября 2018 года в Тишковской объединенной территориальной громаде (ОТГ) Кировоградской области. Создан он силами громады по методике Украинского аграрного лицея (УАЛ), где детей обучают по системе дуального образования, в которой, помимо теоретических знаний, ученики приобретают практические навыки в выбранной профессии, а также высокий уровень знания английского языка. Эти методики обучения успешно применяют в Финляндии и Эстонии. Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал старший научный сотрудник Института всемирной истории НАН Украины, глава Ассоциации ОТГ «Институт кооперации и местного самоуправления» (ИКОМИС) Игорь Миклащук.

— Игорь, скажите, какими знаниями должны обладать ученики, чтобы после школы начать обучение в лицейном классе?

 — Они сдают тесты. Если набирают достаточное количество баллов – поступают в лицейный класс, где для них обучение является бесплатным. Это оплачивают из средств громады и местного бизнеса. Перейти на лицейную систему обучения из школы можно с 10 класса.

— Как ваши активисты решились открыть лицейный класс в сельской школе?

— Идея открытия лицейного класса возникла после визита выпускников 9-х классов тишковских школ в УАЛ. Они пообщались с лицеистами и педагогами, и пришли к выводу, что лицейная методика обучения, освоение основ будущей профессии — это интересно. Их решение поддержали родители, которые хотят обеспечить своим детям хорошее образование, а в большинстве своем на сегодня сельское образование не может соответствовать требованиям времени. Поскольку ИКОМИС создавался с целью повышения эффективности ОТГ, то процессы, связанные с организацией филиалов Украинского аграрного лицея, проходят при поддержке Ассоциации.

Хочу добавить, что в украинских городах лицейные классы создать проще, чем в сельской местности. В сельской местности по причине низкой демографии, малого количества молодых преподавателей и неразвитой логистики создание лицейных классов намного сложнее, чем в городе. В сельской местности на сегодня проживает треть граждан страны — и вопрос качества образования сельских детей является одним из самых важных для будущего страны. Мы знаем, что выдающиеся люди выходят часто именно из глубинки, и в то же время, — наблюдаем, как падает общий уровень образованности среди сельских детей. Они талантливые и целеустремленные — очень важно дать им жизненный шанс.

Кроме того, есть запрос от местных властей и территориальных громад на открытие лицейных классов в сельской местности почти во всех регионах, поэтому ИКОМИС решил начать развивать это направление, популяризируя образовательный опыт в ОТГ. Отмечу, что запросы на организацию лицейных классов  поступают со всех регионов страны.

— Как происходило открытие первого лицейного класса в сельской местности, что для этого нужно? Поделитесь, пожалуйста, опытом.

— Открытие лицейного 10-го класса в Тишковской школе стало результатом ежедневной кропотливой работы на протяжении четырех месяцев. Ее условно можно разделить на несколько этапов. Вначале образовалась небольшая неформальная инициативная группа, в которую вместе с методистами УАЛ вошли сельхозпроизводители, руководство исполкома и несколько детей вместе со своими родителями. Нас было достаточно, чтобы запустить процесс образовательных изменений. Однако для успеха образовательной реформы в громаде в нее надо было вовлечь большее количество сторонников, так как много жителей громады не до конца понимали необходимость образовательных изменений и их сути. К тому же, перед нами стояла важная задача привлечь к изменениям педагогов общеобразовательных школ громады, которым предстояло преподавать в лицейном классе по новой методике. Также, учитывая изношенность материальной базы школы, необходимо было провести капитальный ремонт образовательных помещений и обеспечить школу интерактивным оборудованием.

Решая эти задачи, прежде всего, мы заручились поддержкой сельского совета, депутаты которого единогласно проголосовали за открытие филиала лицея в общеобразовательной школе, поддержали наше начинание: провели общественные слушания, привлекли к работе исполком, оказали очень значительную организационную поддержку. В течение летних месяцев мы провели десятки встреч с представителями громады, презентовали наши инициативы, обсудили перспективы детей, которые будут обучаться в лицейном классе.

— Можете рассказать о самой методике преподавания?

— Обучающие методики УАЛ базируются на успешном опыте систем обучения Эстонии и Финляндии, которые педагогами лицея были адаптированы к украинским реалиям. Суть данной обучающей методики в том, что учитель помогает школьнику выявить свои сильные стороны, таланты и развивать их. Для практических занятий дети объединяются в экипажи, в экипаже – до 12 человек. Суть в том, что используется не классная, а проектная методика обучения: перед группой учеников ставят задания, и они находят решения, работая в команде.

Наши дети – будущее Украины, и, может быть, кто-то из них однажды будет руководить министерством, принимать ключевые для страны решения. Поэтому лицеисты, например, решают такие сложные задания: как обеспечить продуктами жителей региона после масштабной экологической катастрофы? Тьютор (наставник) уточняет задание: поля уничтожены, урожай после химического осадка невозможно использовать, а водоемы загрязнены, в общем – все признаки экологической катастрофы, что, в общем, не так далеко от реального положения дел. Наши воспитанники анализируют ситуацию, какие могут быть решения, предоставляют свои рекомендации. Дети могут получать задания от тьюторов, а могут сами ставить себе задания. Преимущественно они сами ставят себе задачи, которые нужно в игровой форме решить. Понимая, что задача – это модель вымышленной ситуации, ученики пишут на бумаге исходные данные задания и предлагают решения. Это развивает у лицеистов умение планировать, стратегически мыслить.

Для лицеистов Тишковской ОТГ будет организовано много практических занятий. Ученики аграрного лицея ездят на практику в частные компании – в отделы по управлению персоналом, в информационные и юридические отделы. Они видят, как на самом деле выглядит эта работа. Дети получают возможность достаточно глубоко изучать тему компьютерных технологий в аграрном секторе.

— Насколько нам известно, в лицее занятия для школьников называют «студиями». Чем они отличаются от школьных уроков?

— Да, студии отличаются от школьных уроков тем, что, во-первых, нет системы оценивания знаний по отдельным ответам по домашнему заданию. Ребенок имеет больше возможности проявить себя в классе, работая в группе. Во-вторых, создаются условия для более свободного выражения своих мыслей, предложений. Это раскрепощает ребенка, позволяет ему использовать творческий подход к решению задач.

В обычной школе ребенка не учат тому, что труд необходимо оценивать, а в лицее действует система оценки в специальной валюте — «уалах», которые лицеист должен «зарабатывать» своими успехами. Есть студия экономики, на которой теоретические вопросы представляются на реальных примерах, понятных и легко усваиваемых детьми.

— Игорь, позвольте еще вопрос о подготовке педагогов, которые идут преподавать в лицейный класс. Насколько сами педагоги готовы к преподаванию в лицейных классах?

— Вопрос компетенции педагогов самый важный. В лицейном классе Тишковской ОТГ система обучения будет полностью совпадать с методикой УАЛ. Поэтому в августе методологи УАЛ провели для учителей Тишковской общеобразовательной школы двухнедельный семинар. При этом обучение учителей будет осуществляться постоянно в течение учебного года. Участие в семинаре и дальнейшее преподавание в лицейном классе, разумеется, на добровольных началах. Учитывая, что образовательная методика лицея существенно отличается от классической школы и в ее основе – условия для возможности легко обучаться, учитель, прежде всего, сам должен быть мотивирован осваивать новые образовательные подходы.

Суть методики УАЛ в том, что педагог должен не только уметь передавать знания, но и быть психологом, уметь помогать определять и развивать сильные стороны ребенка, мотивировать его. Поэтому педагогам самим приходится многому учиться. В частности, на семинарах изучают методики по тьюторству и по командообразованию. Также рассматриваем аспекты работы в паре «тьютор-ученик».

— По вашему мнению, как оценивают работу и перспективы лицейных классов родители учеников?

— В Умани, где аграрный лицей функционирует уже год, родители очень довольны: они говорят, что их дети стали более активными и инициативными. Родители считают правильным, что дети готовятся к выбору профессии.

И так же положительно родители относятся к группам продленного дня: они знают, что дети заняты обучением, осваивают командную работу, что дети проводят свое время с пользой для себя, а не гуляют по улице, подвергаясь различным рискам.

— Как проходит процесс подготовки учеников лицея к внешнему независимому оцениванию (ВНО) знаний?

— Это один из важнейших элементов в системе обучения лицеистов. Педагоги детально изучают перечень вопросов и прорабатывают их с учениками. В лицее они не только проходят теорию, которая понадобится для сдачи этих тестов, но и применяют задачи, помогающие досконально разобраться в той или иной дисциплине.

— Каким образом и кем финансируется обучение в лицейном классе в Тишковке?

— Обучение для учеников лицейного класса полностью бесплатное. Донорами образовательных изменений в своей школе стали сельхозпроизводители Тишковской ОТГ, которые сами живут в громаде. Они, как никто, понимают, что без новых подходов, умения обучаться и меняться — сегодня ни в сельском хозяйстве, ни в предпринимательстве, ни в любой другой сфере невозможно добиться результатов.

Сельхозпроизводители совместно с громадой оплатили ремонт крыла школы для того, чтобы дети могли учиться в комфортных условиях. Местные предприниматели также создали благотворительный фонд, из которого учителям будут выплачивать официальную заработную плату.

Относительно ремонта помещений, то в обыкновенной сельской школе создано пространство, в котором, кроме занятий лицеистов, будут обучаться ученики других классов. Учитывая, что в громаде пока что нет конференц-зала, в свободное от занятий время в этом пространстве также можно будет проводить конференции и круглые столы по теме развития громады, используя новое оборудование и интерактивные технологии.

— По вашим наблюдениям, какие профессии сегодня интересуют украинских подростков?

— У нас есть возможность сравнить интерес детей к профессиям, допустим, в 2017 году и в 2018-м. Если в 2017-м году дети до вступления в Украинский аграрный лицей интересовались профессиями экономистов и юристов, то сегодня этот список профессий значительно шире: теперь они хотят стать архитекторами, инженерами, программистами, и выбирают преимущественно прикладные знания, а не теорию. Чтобы увидеть, как это работает, приглашаем желающих на официальное открытие лицейного класса в Тишковской ОТГ (Кировоградская область), которое состоится 15 сентября.

Также добавлю, что в регионах местные власти готовы к диалогу с предпринимателями, чтобы развивать направление лицейных классов. Если педагоги сельских школ проявят интерес к обучающим семинарам, то методологический центр общественной организации «СвітОсвіт» эти семинары организует. Я думаю, перепрофилирование педагогов на лицейные методики преподавания – это своевременный шаг, учитывая интерес к новым подходам в школьном образовании.

 

По материалам: golos.ua

Добавить комментарий