Парижский договор: с чем Владимир Зеленский едет на саммит «нормандской четверки»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Парижский договор: с чем Владимир Зеленский едет на саммит "нормандской четверки"
Владимир Зеленский (Виталий Носач, РБК-Украина)

Парижский договор: с чем Владимир Зеленский едет на саммит "нормандской четверки"

Милан Лелич
политический обозреватель РБК-Украина

Нормандский саммит, который состоится сегодня, 9 декабря, в Париже пока выглядит самым тяжелым испытанием для Владимира Зеленского за время его президентской каденции.

"Прекратить войну" – одно из главных предвыборных обещаний Зеленского, которое он, судя по всему, намерен выполнить. Но формат, условия, цена и последствия этого "прекращения" пока многим непонятны, что дает внутриукраинской политической оппозиции новый импульс к протестным акциям.

О том, с чем Украина подходит к саммиту "нормандской четверки" – в материале РБК-Украина.

В Париже сегодня, 9 декабря, пройдет нормандский саммит, на котором встретятся лидеры Украины, России, Франции и Германии. Помимо этого, как ожидается, состоится несколько двухсторонних встреч, в том числе, между президентами Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным.

В последнюю неделю перед саммитом Зеленский и члены его команды многократно пытались объяснить, чего именно хочет Украина от встречи «нормандской четверки», на что готова и на что не готова пойти для выполнения этих задач. А в СНБО тем временем разработали сразу пять возможных сценариев дальнейшего развития ситуации, но общественности их не показали.

Пленные, граница и выборы

Главные направления переговоров в Париже очертил сам Зеленский. Во-первых, это обмен пленными в формате «всех на всех». Во-вторых, выведение российских войск и боевиков с неподконтрольной Украине части Луганской и Донецкой областей с указанием хотя бы примерных сроков. В-третьих, это восстановление контроля над всей украино-российской границей. И последнее – проведение местных выборов в ОРДЛО с учетом «формулы Штайнмайера».

Власти не скрывают, что хотели бы синхронизировать местные выборы на ныне оккупированном Донбассе с очередными местными выборами по всей стране, которые должны состояться в октябре 2020 года. Разработка пошагового плана подготовки к этим выборам входит в план-минимум украинской делегации на переговорах. По информации РБК-Украина, туда же входит и договоренность об обмене пленных, а также о прекращении огня вдоль линии фронта.

Согласно предварительной программе встречи, лидеры Украины, Франции, Германии и России по итогам должны будут обнародовать коммюнике довольно общего характера, проект которого был согласован еще в начале сентября. Но, как говорил РБК-Украина министр иностранных дел Вадим Пристайко, главы государств в ходе переговоров могут достигнуть любых договоренностей.

«Будут те вопросы, которые в коммюнике, но я ожидаю более развернутых ответов, и не просто слов, а действий, со сроками», – сказал сам Зеленский на прошлой неделе.

Читайте также:  Минэнерго прогнозирует стабильную цену на э/э для населения с 1 июля

Красные линии

Если общие цели Украины на парижских переговорах вполне очевидны, то уступки или компромиссы, на которые готова идти Банковая – вопрос открытый.

Советник Зеленского Андрей Ермак рассказал, что в случае успешного окончания саммита президент предложит Верховной раде снова продлить закон об «особом статусе» ОРДЛО, и это произойдет еще до конца этого года. А изменения в него могут быть внесены уже после Нового года, в частности, туда может быть включена т.н. «формула Штайнмайера», определяющая порядок внедрения «особого статуса».

В таком случае на подготовку этих изменений у власти будет довольно много времени. В этом же году на разработку и обещанное лично Зеленским широкое обсуждение нового закона уже просто не остается времени.

Ермак анонсировал и внесение изменений в Конституцию, связанных с Минскими соглашениями. При этом, как и ранее, на Банковой категорически отрицают официальное закрепление «особого статуса» в Основном законе и трактуют свои идеи как дальнейшее развитие идеи децентрализации.

«Отдельные районы Донецкой и Луганской области могут получить дополнительные полномочия. Но это никогда не будет означать, что это будет федерализация или какая-то автономия», – заявил Ермак.

В дипломатической команде президента подчеркивают, что сейчас они лишь вынуждены выполнять те соглашения, которые подписали в Минске их предшественники. Какие именно положения Минских соглашений в части «особого статуса» ОРДЛО власть будет имплементировать, пока неизвестно.

Минские соглашения и давно принятый, но так и не заработавший закон об особом статусе предусматривают амнистию «участникам событий» на Донбассе, отдельный статус и поддержку русского языка, назначение судей и прокуроров с согласия местных советов, «усиление добрососедских отношений» ОРДЛО с соседними областями РФ, создание отрядов «народной милиции».

По последнему пункту Банковая наработала ряд предложений. Есть идея создания совместных патрулей на территории ОРДЛО в составе украинских военных, представителей «народной милиции» и наблюдателей ОБСЕ.

Эти патрули, помимо общего обеспечения порядка на территории, будут охранять склады, на которые свезут часть имеющихся у боевиков т.н. «ДНР» и «ЛНР» вооружений (другую часть предполагается вывезти в Россию). При этом «первый и второй армейские корпуса» боевиков, как и собственно т.н. «ДНР» и «ЛНР» в их нынешнем виде, прекратят существование.

Кроме изменений в украинском законодательстве Офис президента хотел бы откорректировать и Минские соглашения. В частности, пункт, согласно которому полный контроль над границей с РФ возвращается лишь после проведения в ОРДЛО местных выборов и конституционной реформы.

Читайте также:  Полиция назвала версию пожара в доме Гонтаревой

Вопрос о контроле над границой регулярно обсуждался в последние годы. Предыдущая украинская власть трактовала ситуацию так: сначала – выполнение всего пакета по безопасности, и лишь потом – переход к политическим вопросам, вроде выборов.

Но из-за того, что за все время российской агрессии на Донбассе не было ни одного относительно устойчивого и долгого перемирия, обсуждение любых других вопросов, кроме прекращения огня и разведения войск, не имело практического смысла. Сейчас на Банковой готовы к различным вариантам восстановления контроля над границей, в том числе совместно с представителями ОБСЕ.

Без этого проведение выборов или реализация любых других мирных инициатив имеет мало смысла, поскольку РФ в любой момент сможет перебросить необходимое количество войск и вооружения в ОРДЛО и спровоцировать новые масштабные столкновения. Потому контроль над границей к моменту выборов в Офисе президента и в МИДе называют в числе «красных линий», которые обещают не переступить на нормандском саммите.

Среди других условий Украины – проведение выборов исключительно по украинским законам, с доступом и нормальной работой всех СМИ, наблюдателей и партий, после вывода всех российских войск и разоружения боевиков и т.п., а также отсутствие прямых переговоров с лидерами т.н. «ДНР» и «ЛНР».

В то же время именно «прямой» диалог между Киевом с одной стороны и Донецком-Луганском с другой – одно из самых главных многолетних требований РФ, идеально ложащееся в ее концепцию «внутриукраинского конфликта». До сих пор подобных переговоров, которые де-факто легитимизировали бы боевиков, поставив их вровень с законными лидерами признанных государств, не было.

Говорить с лидерами боевиков украинская власть не намерена и сейчас, взамен предлагая очень громоздкий механизм. От 18 оккупированных районов Донецкой и Луганской областей выбирается по два представителя: один – ныне проживающий там, другой – внутренний переселенец, живущий на подконтрольной территории.

Потом эти 36 человек выберут между собой шестерых, по три человека с каждой стороны, которые и будут вести между собой переговоры как представители оккупированных территорий. Среди таких переговорщиков могут быть и достаточно известные люди, в частности, имеющие прямое отношение к спортивной сфере.

Транзит газа и прямые поставки

Естественно, во время переговоров, так или иначе, будет подниматься и газовый вопрос. Главный интерес России – заключить с Украиной короткий контракт, чтобы не связывать себя долгосрочными обязательствами после запуска трубопровода «Северный поток — 2».

Читайте также:  В Евросоюзе назвали страны с крупнейшим госдолгом

Также в Москве хотят, чтобы Украина отказалась от международных исков против «Газпрома», а также от взыскания уже присужденной Стокгольмским арбитражем задолженности.

«Простить «Газпрому» 3 миллиарда долларов и забрать исковые требования в новом арбитраже без адекватной компенсации – это невозможный вариант», – заявил на это исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

В ОП считают, что контракт на транзит газа будет заключен на срок где-то между 3 и 10 годами. У Зеленского также готовы к взысканию задолженности с «Газпрома» природным газом и возобновлению прямых поставок из РФ на будущее. Свой подход к газовой тематике, вызывающий резкую критику у оппозиции, в окружении главы государства называют «прагматичным».

Запасной вариант

План «Б» на случай, если переговоры не принесут никакого результата – построить «стену» на границе с ОРДЛО. Этот план, по информации РБК-Украина, в Офисе президента созрел уже довольно давно, и на мирное урегулирование там дают около года.

Если за это время добиться ощутимого прогресса не удастся, всем желающим будет предоставлена возможность выехать с ОРДЛО на подконтрольную территорию, после чего закроются действующие КПВВ и контакты с оккупированной территорией прервутся, как и попытки ее реинтеграции.

Такая идея вызвала у российской власти негативную реакцию. В целом Москва комментирует нормандский саммит достаточно осторожно, продвигая свой привычный нарратив о выполнении Украиной взятых на себя «обязательств» и умалчивая о каких-либо обязательствах российской стороны.

«Очевидно, что соглашения не будет. И никто не ожидает никакого соглашения – это было бы завышенными ожиданиями, от чего мы, кстати, очень энергично предостерегаем», – заявил 5 декабря пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Зато подконтрольные РФ боевики накануне саммита развернули серьезную активность в построении своей «государственности», приняв «закон о границе «ДНР», охватывающей всю территорию Донецкой области, а также отказ от украинского языка как «государственного», с отсылкой к дальнейшей интеграции с РФ. Очевидно, это своего рода игра на повышение ставок перед саммитом.

Украинская оппозиция, в свою очередь, активно предостерегает президента от выхода за «красные линии». «Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина» даже сделали совместное заявление и провели на Майдане «акцию против капитуляции».

Источник: www.rbc.ua


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − семь =

Подробнее в Бизнес
Число погибших при пожаре в Одессе превысило 10

Лидеры нормандской четверки встречаются в Париже: онлайн
Разумков рассказал о судьбе закона об особом статусе ОРДЛО после нормандской встречи

ЕС может предоставить Украине полмиллиарда евро помощи, — Маркарова

Под Офисом президента собрались 2 тысячи активистов

Алексей Гончарук: Все понимают, что мораторий на продажу земли – это бред

Закрыть