Бизнес

Манафорт собирался сфальсифицировать соглашение о приватизации «Укртелекома» — расследование OCCRP

Политтехнолог пытался организовать для одного из своих клиентов выгодная продажа компании «Укртелеком»

Манафорт збирався сфальсифікувати угоду про приватизацію «Укртелекому» - розслідування OCCRP
Манафорт збирався сфальсифікувати угоду про приватизацію «Укртелекому» - розслідування OCCRP
Пол Манафорт

Экс-глава предвыборного штаба Дональда Трампа и политконсультант украинского экс-президента Виктора Януковича политтехнолог Пол Манафорт пытался организовать для одного из своих клиентов выгодная продажа компании «Укртелеком». Об этом свидетельствует полученное Центром по расследованию коррупции и организованной преступности OCCRP листуваня, передает Следствие.инфо.

Оказалось, что вместе со своими украинскими партнерами одиозный американский лоббист Манафорт собирался сфальсифицировать крупнейшую сделку о приватизации телекоммуникаций в этой стране. За большое вознаграждение Манафорт должен был обеспечить финансирование этой сделки.

За то, что Манафорт не смог найти инвесторов, оборутку провели без него. Во время окончательной приватизации «Укртелекома», государственного оператора телефонной связи вероятным покупателем стал Дмитрий Фирташ, украинский медиа и газовый магнат. Сейчас продолжается процесс его экстрадиции из Австрии в США по коррупционным обвинениям.

Журналистам удалось получить доступ к переписке Манафорта с нынешним нардепом Юлией Левочкиной. Через семь месяцев после победы Януковича на выборах Левочкина написала Манафорту о запланированной приватизации «Укртелекома». Она предположила, что им удастся получить компанию по выгодной цене, поскольку они могут влиять на тендерный процесс.

«Уважаемый господин Манафорте! Ниже привожу некоторые мнения относительно проектов, которые мы обсуждали», – написала она 13 сентября 2010 года. Из письма было понятно, что должность ее брата, как высшего чиновника в правительстве Януковича, может пригодиться.

«Мы можем влиять на условия аукциона. Таким образом, есть пространство для маневра», – написала Левочкина, которая, среди всего, была представительницей украинской делегации в ПАСЕ.

Она сообщила Манафорту, что они с братом могут «структурировать условия тендера» под себя, и даже не допустить к участию компании, в которых любое государство имела долю более 25%.

«Мы можем подготовить компанию, которая будет принимать участие в тендере», – написала она.

Левочкина также отметила, что предложенный законодательством фонд, который должен покрыть убытки «Укртелекома» от обслуживания сельских территорий, может превысить стоимость компании почти вдвое – примерно до $4 млрд.

«Как вы знаете, закон может быть принят (или – ред.) к приватизации (или – ред.) после. Надеюсь, вы понимаете, что это значит», – написала она, имея в виду, что это повлияет на планы группы.

Фонд для покрытия убытков «Укртелекома» так и не ввели. Но в момент переписки, Манафорт восторженно ответил на электронное письмо Левочкиной.

«Я передал информацию соответствующим людям, – написал он 14 октября. – Завтра у нас с ними будет звонок. Я предложу провести встречу на следующей неделе. Цель встречи – собрать всех участников за одним столом, обсудить условия, предложения и следующие шаги. Кто будет от вас?».

Отвечая на приглашение Манафорта, Левочкина написала, что среди присутствующих будет Григорий Дзекон, тогдашний председатель «Укртелекома». Это демонстрировало, что он является участником схемы по приватизации. В электронном письме от 5 октября Дзекон посоветовал Левочкиной не делиться деталями о ожидаемые условия тендера с потенциальными инвесторами.

«Они могут сразу что-то заподозрить», – написал он.

Наконец, 16 ноября Манафорт написал Льовочкиній, что не сможет обеспечить финансирование покупки «Укртелекома», несмотря на «давление» на потенциальный источник финансирования в Китае. Схема продолжилась без него.

Дзекон оставался генеральным директором «Укртелекома» после его приватизации до 2011 года и был членом наблюдательного совета компании до 2013 года. После этого он переехал в Калифорнию, где стал соучредителем ИТ компании. В комментарии он сообщил OCCRP, что не может ни опровергнуть, ни подтвердить подлинность электронных писем, и сказал, что ничего не знает о попытке Льовочкіних повлиять на приватизацию «Укртелекома».

Адвокат Дэн Шефет представляет интересы Льовочкіних. Сегодня и брат и сестра являются членами украинского парламента. Кроме этого, Сергей является одним из лидеров крупнейшей оппозиционной партии в стране. Шефет отверг любые обвинения в причастности Сергея Левочкина к схемы с приватизацией телекоммуникационной сети.

В сообщении, которое прислала Юлия Левочкина OCCRP со своей парламентской электронной почты, добавив в копию Шефета, она сказала, что никогда ни посылала, ни получала ни одного письма из тех, что были отправлены с ее адреса. Она назвала утечку электронных писем попыткой «дестабилизировать политическую ситуацию в Украине путем клеветы на должным образом избранных членов парламента с целью вызвать раздор и недоверие».

Конечный срок подачи тендера по «Укртелекома» был в декабре 2010 года. Согласно электронного письма Юлии Левочкиной к Манафорта, условия тендера ограничили участие любых компаний, в которых государство владеет долей в 25 и больше процентов. Национальные и международные компании, которые уже контролировали четверть украинского рынка телекоммуникаций, также не могли принять участие в тендере.

Эти условия исключили ряд заинтересованных компаний. В конце концов, единственное предложение поступило от Европейской Корпорации с Приватизационных Инвестиций (EPIC), малоизвестной инвестиционной фирмы, которая базируется в Вене. Во время приватизации «Укртелеком» оценил собственную стоимость в $2 млрд. Но EPIC приобрела ее всего за минимальную ставку в $1,3 млрд.

EPIC назвал своих бенефициаров в тендерном предложении. Ими были Голдшайдер и четыре другие совладельцы. Однако, как свидетельствуют корпоративные записи, только за два года после приобретения Укртелекома роль EPIC в структуре собственности была заменена зарегистрированной на Кипре фирмой Raga Establishment.

В ноябре 2010 года, всего за несколько недель до приватизации, Юлия Левочкина написала Манафорту: «Информирую вас, что мы представили своего участника тендера. Больше ждать мы не могли».

В июне 2013 года Raga продала «Укртелеком» за $886 млн компании «Систем Кэпитал Менеджмент» (SCM). Эта компания принадлежит одному из богатейших украинцев, Ринату Ахметову. Однако сделка не завершилась, и Raga подала иски против SCM в Лондонские и Кипрские суды. Но получила только одну выплату в размере $100 млн.

Этот судебный процесс раскрывает другие детали относительно бенефициаров различных привлеченных компаний, подчеркивают роль Фирташа в приобретении «Укртелекома».

6 июня 2018 года Компания SCM заявила, что пыталась отказаться от покупки «Укртелекома» после того, как обнаружила, что Raga не выполнила обязательств по инвестированию в инфраструктуру компании. Это, по словам SCM создавало риск, что «Укртелеком» вернут в государственную собственность.

В своем иске против SCM, Raga заявила – вопреки предыдущей позиции EPIC, что ее бенефициарами были Голдшайдер и его партнеры – что ее единственным бенефициаром на момент продажи был украинский банкир на имя Денис Горбуненко. SCM, в свою очередь, доказывала в суде, что Горбуненко был доверенным лицом Фирташа.

Источник: mind.ua

Добавить комментарий