Сбой программы: сможет ли Украина продолжить работу с МВФ

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Сбой программы: сможет ли Украина продолжить работу с МВФ
Владимиру Гройсману предстоит принять оценку МВФ в отношении проведенных рефом

Сбой программы: сможет ли Украина продолжить работу с МВФ

Ростислав Шаправский
корреспондент РБК-Украина

Миссия МВФ приехала в Украину на две недели, чтобы оценить прогресс выполнения реформ по программе stand-by, начатой менее полугода назад. Но, учитывая политическую неопределенность и ряд резонансных судебных решений, перечеркивающих предыдущие договоренности властей с кредитором, вряд ли по результатам визита Фонд примет решение о выделении стране очередного транша. О том, когда Украина может рассчитывать на получение денег от МВФ, и почему правительству важно продолжать с ним работу – в материале РБК-Украина.

В Киеве во вторник, 21 мая, начала работу оценочная миссия Международного валютного фонда. Команда кредитора пробудет в столице две недели, проведя первый обзор программы stand-by, по которой Украина получила пока один транш.

В МВФ утвердили программу stand-by для нашей страны в декабре 2018 года, заменив ею четырехлетнюю программу расширенного финансирования, срок которой подходил к концу в марте 2019 года. В конце года, одобрив программу на 3,9 млрд долларов, Фонд сразу же выделил 1,4 млрд долларов, направив их в резервы НБУ.

Решения о дальнейших траншах, как ожидалось, кредитор примет в мае и в ноябре, проведя оценки выполнения условий меморандума. Но чиновники МВФ еще до приезда миссии в публичных заявлениях давали понять, что пока вопрос о пересмотре программы, за которым могло бы следовать выделение средств, не стоит.

«Это будет оценка прогресса в рамках программы и обсуждения политики с новой администрацией на остальную часть года», – заявлял ранее директор департамента коммуникаций МВФ Джерри Райс, не вдаваясь в подробности визита.

Испорченное впечатление

Украинская сторона преподнесла кредитору несколько неприятных сюрпризов вскоре после того, как власти договорились с МВФ о новой программе. «Первой ласточкой» стал Конституционный суд, который в конце февраля отменил статью о незаконном обогащении чиновников и депутатов, тем самым нивелировав усилия антикоррупционных органов по расследованию ряда резонансных дел.

Западные аналитики, в частности, эксперты агентства S&P, допускали, что МВФ не станет давать деньги Украине до тех пор, пока не будет найдено решение по статье о незаконном обогащении.

Невыполнение антикоррупционной повестки дня – самое «узкое место» нынешней программы. И это как раз та причина, из-за которой программа может быть поставлена на паузу, соглашается исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

«Декриминализация статьи Уголовного кодекса о незаконном обогащении явно не добавила нам плюсов, а посеяла серьезные сомнения у кредиторов по поводу того, насколько мы действительно хотим двигаться на пути реформ, связанных со снижением уровня коррупции. Насколько я понимаю, переговорный процесс будет сосредоточен вокруг этого условия – как сделать так, чтобы статью о незаконном обогащении вернули», — сказал РБК-Украина Устенко.

Читайте также:  Правительство утвердило новые критерии рисков для проверок бизнеса

Еще одна проблема, которую, казалось бы, уже решили и забыли, касается национализированного в 2016 году ПриватБанка. В апреле-мае суды приняли несколько неоднозначных решений, поставив под сомнение законность национализации финучреждения. В МВФ не стали публично комментировать и критиковать решения суда, но указали на важность того, чтобы «власть продолжила усилия по поводу возмещения потерь бывшими собственниками и связанными лицами проблемных банков». Иными словами, Фонд четко дал понять, что не в восторге от перспективы возвращения его бывшим собственникам – Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову.

«Украина как никогда неплохо выполнила структурные маяки программы stand-by, которая, как мне кажется, и задумывалась на период политической турбулентности. Но у МВФ возникли новые озабоченности по поводу экономического и политического курса, после того как появилась «дыра в антикоррупционной инфраструктуре», которую нужно срочно латать.  И пока непонятно, насколько парламент склонен это делать. Наверное, сейчас это самая большая преграда», — считает руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий.

«Не менее важные вопросы для МВФ – независимость НБУ и вопрос, который они маскируют в формулировке о финансовой стабильности – будущее ПриватБанка. Эти вопросы, скорее всего, не позволят МВФ в ближайшее время принять позитивное решение для Украины», — добавил Паращий.

По его мнению, без перечисленных проблем серьезных препятствий для очередного транша уже в мае не должно было быть. Тем более украинская сторона выполнила большинство «структурных маяков» программы, запланированных к маю, за исключением разве что принятия закона о «сплите», который подразумевает разделение Нацкомфинуслуг и передачу ее полномочий НБУ и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Незадолго до приезда миссии не обошлось  без курьезов и со стороны правительства, которое чуть ли не сорвало договоренности с Фондом о приведении цены на газ для населения к рыночному уровню, как это было ранее согласовано с кредитором. Кабмин в апреле принял постановление, которое противоречило действующему режиму спецобязательств НАК «Нафтогаз Украины». По информации РБК-Украина, правительство не уведомило Фонд о своих намерениях. Но когда об этом стало известно публично, Кабмин был вынужден исправить ошибку.

Читайте также:  Омелян хочет отдать Центральный киевский вокзал в концессию

Еще одним камнем преткновения могло бы стать изменение устава «Нафтогаза», которым правительство усилило свой контроль над наблюдательным советом госкомпании, что противоречит согласованной с международными донорами корпоративной реформе.

Знакомство с президентом и фактор выборов

Внимание экспертов МВФ ближайшие недели будет сфокусировано не только на оценке выполнения условий программы, но и на налаживании коммуникации с новым президентом и его командой. «Учитывая, что новый президент избран на пять лет, у Рады – выборы, а премьер в статусе и.о., то часть внимания будет приковано к команде президента. Оценка выполнения условий программы и перспективы такого исполнения – это суть работы миссии», – пояснил главный эксперт Совета Нацбанка Виталий Шапран.

Досрочные выборы, которые инициировал президент Зеленский, распустив Раду, вовсе не повод прекращать работу с МВФ, уверены аналитики. Олег Устенко убежден, что Украина в средней и долгосрочной перспективе не сможет быть финансово стабильной без наличия программы МВФ.

«В краткосрочной перспективе – если речь идет о месяце-двух – у страны есть достаточная подушка безопасности в виде золотовалютных резервов размером около 20 млрд долларов. Но этого запаса хватит на очень ограниченный период времени», — уверяет экономист.

Украине нужно находиться в программе МВФ не только потому, что Фонд кредитует страну, но и по той причине, что Фонд является сигналом и ориентиром для других международных кредиторов, говорит Устенко. К примеру, программа макрофинансовой помощи от ЕС идет в привязке к наличию или отсутствию программы с МВФ, равно как и программа с Всемирным банком.

«Программа с МВФ должна быть. Я уже не говорю о том, что есть необходимость выхода на внешние рынки заимствования капитала. Даже сейчас при вялотекущей программе с МВФ можно разместить облигации под баснословные 10 процентов годовых. Можно только догадываться, какой будет ставка, когда программы с МВФ не будет. Потому сотрудничество нужно сохранить, чего бы это ни стоило», — настаивает собеседник.

Александр Паращий соглашается, что в нынешний период политической неопределенности явно не лучшее время для выпуска еврооблигаций, поскольку это действительно будет очень дорого. «В резервах НБУ достаточно средств для внешних выплат. Если не будет транша МВФ и не будет выпуска еврооблигаций даже до конца года, есть риск, что резервы снизятся, скажем, до 17 млрд долларов. Но это пока некритично при условии, что есть свет в конце тоннеля в виде новой программы МВФ (после выборов, — ред.) либо в виде окончания текущей программы на каких-то позитивных тонах», — считает Паращий.

Читайте также:  Украина расширила условия Соглашения о свободной торговле с Грузией

Проведение досрочных парламентских выборов, по его мнению, в некотором смысле может иметь положительное влияние на экономическую ситуацию. «Период политической неопределенности закончится на три месяца раньше. У нас есть шанс войти в новый деловой сезон с новым правительством, закрыть вопросы политической неопределенности к началу осени, а значит, есть шанс на возобновление тех же иностранных инвестиций, которые пока точно поставлены на паузу», — считает Александр Паращий.

Рассчитывать на то, что МВФ будет кредитовать Украину до выборов и назначения нового Кабмина, не стоит. С этим соглашается большинство опрошенных экспертов. Исходя из практики предыдущих лет, при политической неопределенности МВФ обычно берет паузу и не кредитует такую страну, где есть такие проблемы, обратил внимание Виталий Шапран. Впрочем, само по себе наличия программы с Фондом, даже без получения от него денег, является положительным сигналом.

«Насколько я знаю, правительство планировало до конца года размещение евробондов на 2 млрд долларов. С траншем от Фонда или без него занять ресурс можно, ключевой момент для стабильности наших рынков – чтобы Украина не выходила из программы Фонда. А пауза в траншах не столь критична, хотя, конечно, лучше бы этих пауз не было и программа выполнялась», — считает эксперт Совета НБУ.

Олег Устенко считает, что глобально для властей есть только три варианта развития событий в контексте МВФ. Первый – пытаться договориться и сдвигать насколько возможно сроки, которые были отведены на выполнение договоренностей. «Сейчас относительно цивилизованно произошла смена власти. Это может быть таким себе дополнительным плюсом, чтобы говорить о том, что текущая программа может быть пересмотрена и продолжена. Хотя еще несколько недель назад я считал, что базовый сценарий – программа на абсолютном тормозе, перевыборы, формирование новой коалиции и Кабинета министров, а только потом открытие новой программы. Но и в первом и во втором варианте программа нужна», — отметил Устенко.

Есть еще третий вариант, как говорит Устенко – более лирический, но который нельзя реализовать прямо сейчас. Он предусматривает отказ от программы сотрудничества с МВФ лишь тогда, когда у страны будут достаточные притоки инвестиций, что позволит обходиться без заимствований. «Но это долгосрочная перспектива, для этого нужны серьезные подвижки в качестве бизнес-климата», — резюмировал собеседник.

Источник: www.rbc.ua


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − пятнадцать =

Подробнее в Бизнес
На Донбассе во вторник ранили трех украинских военных

Кредиты-онлайн: выгодные условия для каждого

Меркель и Макрон обсудили с Путиным воплощение минских соглашений

Зеленский назначил адвоката Коломойского главой Администрации президента
Коломойский окончательно проиграл суды Нацбанка на 2,6 млрд грн
Украинский стартап People.ai привлек инвестиции на сумму $60 млн
Закрыть