Эксперты восстановили полную картину катастрофы SSJ100 – «Коммєрсант»

Специалисты считают, что критические ошибки были сделаны пилотами

Експерти відновили повну картину катастрофи SSJ100 – «Коммєрсант»
Експерти відновили повну картину катастрофи SSJ100 – «Коммєрсант»

Самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) авиакомпании «Аэрофлот» загорелась при посадке в аэропорту «Шереметьево» 5 мая, действительно подвергся удару молнии во время полета. Об этом пишет «Коммєрсант» со ссылкой на близкий к расследованию авіаінциденту источник. По его данным, экспертам уже удалось восстановить полную картину катастрофы, в результате которой погибли 41 человек. Критические ошибки они связывают с действиями экипажа.

По данным близкого к расследованию источника, примерно через 15 минут после взлета из «Шереметьево» в борт SU-1 492, следовавшего в Мурманск, попал грозовой разряд. Причем молния попала в самый нос самолета, оставив на его поверхности характерную закопченную отметину. На поражение машины электроимпульсом огромной мощности, как говорят эксперты, среагировал грозовой защиту SSJ 100 – он отключил генераторы самолета и перевел питания на аккумуляторные батареи (режим Emergency Electrical Configuration, EEC).

По словам специалистов, вслед за переходом машины на аварийное электропитание автоматически включился и режим прямого управления полетом Direct Mode – такая специфика работы почти всех современных самолетов. Бортовой компьютер SSJ перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов и таким образом страховать экипаж, например, от выхода на запредельные углы крена, непомерного роста приборной скорости или перегрузок, опасности сваливания.

На борту возникла нештатная, однако совсем не катастрофическая ситуация. Тем более что порядок действий экипажа в обоих режимах EEC и Direct Mode и даже при их сочетании, как выяснили специалисты, подробно расписан в методических рекомендациях для экипажей и руководстве по летной эксплуатации SSJ 100.

Читайте также:  США не будут признавать аннексию Крыма, - Волкер

Самолет с неработающими генераторами, как утверждает производитель, может находиться в воздухе «достаточное время», чтобы экипаж мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома, приземлиться там, а в случае необходимости и уйти на второй круг для повторного захода. Режим EEC, как утверждается в нормативных документах, не требует даже подачи сигнала бедствия May Day – пилоты обязаны лишь предупредить диспетчера сигналом срочности Pan Pan, который предусматривает, что опасности для жизни и здоровья людей на борту нет. По этой причине, кстати, борт SU-1492, загорелся сразу после приземления, не встретили на полосе пожарные.

Режим Direct Mode, как утверждают специалисты, и вовсе считается почти штатным: летчики могут продолжать в нем полет или совершать посадку, придерживаясь лишь некоторых ограничений. Производитель рекомендует им всего лишь исключить резкие маневры, не разгонять машину более 520 км / ч и отключить автомат тяги.

Иначе говоря, обе возникли проблемы позволяли летчикам посадить машину в аэропорту вылета даже с учетом превышенной через полные топливные баки посадочной массы.

Пилотам SSJ 100 Денису Евдокимову и Максиму Кузнецову, как следует из данных параметрического самописца самолета, удалось, хотя и со второй попытки, выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований. Экипаж поставил машину на глиссаду и прошел по ней, выдерживая как приборную, так и вертикальную скорости. Однако летчикам пришлось управлять самолетом в ручном режиме, с отключенным автопилотом и автоматом тяги. Возможно, по этой причине расчетную точку приземления на начале ВПП они перелетели. В середине полосы машина еще не коснулась ее колесами, и экипаж, как считают специалисты, начал энергично «прижимать» к ней SSJ 100. Перед самым приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета.

Читайте также:  Под Днепром фура протаранила пассажирский автобус, есть пострадавшие

Именно этот опасный и неоправданный, по мнению специалистов, маневр, и погубил машину и ее пассажиров. SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями, да еще и, как выразился один из экспертов, приземлился «на три точки». Передняя стойка шасси выгнулась и подбросила машину вверх, обеспечив ей так называемый скоростной или прогрессирующий «козел» – серию еще более мощных отскоков от полосы. Второй удар, по данным экспертов, создал самолету и его пассажирам динамическое перегрузки около 5G, в то время как нагрузка 3,75 G является предельной для воздушного судна данного типа и может привести к отделение крыльев от фюзеляжа.

Читайте также:  Гончарук: в январе и феврале украинцы получат пониженную стоимость платежек

Крылья, однако, остались целы, а вот задние стойки шасси, как уже сообщали СМИ, продавили топливные баки машины, обеспечив таким образом вытекание керосина и пожар, в котором погиб 41 человек.

По мнению близкого к расследованию источника, уже сегодня можно говорить о том, что схема развития критической ситуации на борту SSJ 100 реконструирована специалистами. Теперь эксперты и следствие должны установить, кто именно из летчиков совершил опасные действия перед приземлением. С учетом того, что управление SSJ 100 осуществляется не через традиционные штурвалы, а с помощью рукояток-джойстиков (sidestick), которыми пилоты передают команды в бортовой компьютер, на выявление виновного в ошибочных действиях много времени не потребуется, считает издание.

Напомним: 5 мая в аэропорту Шереметьево при аварийной посадке загорелся самолет «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100. В результате погиб 41 человек.

Агентство ВВС сообщило, что авиакатастрофа не была первой в истории самолета. Еще в 2012 году во время показательных полетов из-за ошибки пилотов и диспетчеров лайнер врезался в гору, погибли 45 человек. Кроме того, в российском «Аэрофлоте» SSJ-100 считают наименее безопасным из своих самолетов.

Больше о SSJ-100, основные проблемы самолета и его будущее можно узнать из материала Mind «Огненный «Сухой»: что не так с российским самолетом SSJ».

Источник: mind.ua

Добавить комментарий

Подробнее в Бизнес
Ожидая перевыборы: когда Верховная рада проведет инаугурацию Владимира Зеленского

Переговоры в Словакии по загрязненной нефти прошли безрезультатно, — Reuters

Шаптала будет возглавлять КСУ только до сентября

ФГИ требует признать недействительными договоры купли-продажи по 106 приватизированных объектах
Филарет призывает Епифания «ничего не делать внутри церкви» без его согласия

Зеленский считает приоритетным сотрудничество с МВФ

Закрыть