Жизнь

И. Билык: «Во время онлайн-обучения школьникам и родителям придется выработать самодисциплину»

И. Билык: «Во время онлайн-обучения школьникам и родителям придется выработать самодисциплину»

С 6 апреля 2020 года в связи с карантинными мерами в Украине стартовал проект «Всеукраинская школа онлайн», в рамках которого 40 педагогов из Киева на время карантина стали учителями для всех украинских школьников. Педагоги считают, что школьникам тяжело адаптироваться к новому графику учебы. Об этом в интервью ГолосUA рассказала педагог Инна Билык.

— Инна, вы говорили в предварительной беседе, что от школьников и их родителей режим дистанционного обучения потребует большей дисциплины… Есть ли какие-то подсказки, как выработать эту дисциплину?

— Если сравнить с обучением в вузе или с работой взрослого человека, в школе обучение обычно проходит по определенному распорядку, к которому дети привыкают. Распорядок меняется на время каникул. Если раньше вводили карантин, то у школьников он ассоциировался с каникулами, дополнительным отдыхом во время учебы, а учеба, думали они, будет потом.

Сейчас у детей нужно выработать дисциплину в условиях онлайн-обучения. Для выработки дисциплины дети должны понимать, почему им нельзя ходить в школу и почему теперь, во время карантина, им надо учиться самостоятельно. Поэтому первое условие дисциплины – это понимание ситуации.

Второе – родители должны составить для ребенка распорядок дня. По своей сути дистанционное обучение предполагает, что вы самостоятельно выбираете время, когда школьникам изучать ту или иную тему, делать домашнее задание, контрольные работы и сдавать тесты. Это преимущество, но и вызов дистанционного обучения: домашняя обстановка расслабляет, и даже взрослым людям тяжело бывает организовать свои дела.

Распорядок дня поможет детям разграничить время между обучением и отдыхом, поможет минимизировать стресс и в будущем плавно вернуться к привычному режиму обучения в школе, ведь карантин рано или поздно закончится.

И третье – будьте для своего ребенка примером. Когда-то я прочла хорошее выражение: «Не пытайтесь воспитывать ребенка, он всё равно будет похож на вас».

Отмечу при этом, что во многих школах проводят онлайн-уроки, согласно расписанию, по которому дети учились до введения карантина, но по разным технических причинам (например, плохой интернет, отсутствие гаджетов) не все могут принимать в них участие.

Но даже при идеальных условиях, в которых можно без особых сложностей слушать онлайн-уроки и проводить обучение на карантине, школьники, скорее всего, в первые дни будут испытывать стресс.

— По вашему мнению, как стресс будет проявляться у школьников?

— Проявления могут быть разные: снижение успеваемости, страх, беспокойство, агрессивность, апатия. Мы ранее говорили о дисциплине, хочется сказать, что между дисциплиной и стрессом не должно быть знака равенства. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Все мы знаем, что состояние стресса портит здоровье, поэтому должны стараться его минимизировать. В борьбе со стрессом хорошо помогает занятие спортом, прогулки на свежем воздухе. Поэтому важно, чтобы и во время карантина люди сохраняли физическую активность. Зарядку можно делать дома, а прогулки с сохранением мер безопасности помогут не только детям, но и взрослым.

— А если проблемы с интернетом, тогда какой выход из ситуации?

— К сожалению, такие ситуации есть. Особо остро эта проблема ощутима в сельской местности. Не везде в селах есть качественный интернет. Или же он дорогой. Также в Украине есть малообеспеченные семьи, у которых нет средств на покупку гаджетов (планшета, компьютера) и на оплату интернет-связи. В этих случаях в Объединенных территориальных общинах (ОТО) учителя готовят раздаточный материал для детей и передают его ученикам через родителей. Дети делают домашнее задание в тетрадках, родители упаковывают эту тетрадь, передают учителю и тот, с соблюдением мер безопасности, в перчатках, проверяет задание. Потом тетрадь возвращают школьнику. Но это кратковременное решение. В будущем решение этой проблемы должно проводиться за счет государственной поддержки ОТО.

— Инна, представим ситуацию: в доме есть электричество, интернет, родители осознают свою ответственность за организацию дистанционного обучения дома… Как организовать процесс, с чего начать?

— Для начала представить, что это обычный школьный, учебный день. То есть ребенок должен просыпаться в такое время, чтобы к первому уроку привести себя порядок, одеться, позавтракать, посмотреть в план обучения на сегодня.

Тут важен психологический момент, который объясняет, зачем готовиться к школе так, как будто придется буквально выходить из дома и идти в школу: когда вы ходите утром по дому в пижаме, вы ощущаете себя расслабленным. Когда вы одеты в одежду, в которой можете выйти на улицу, вы психологически собраны, это настраивает вас на рабочий лад.

Плюс обязательно дома нужно сделать расписание уроков – со временем на занятия и со временем на перемены.

— Инна, что вы можете посоветовать детям-«жаворонкам» и детям-«совам»? Как им эффективнее организовать образовательный процесс?

— Я не стану говорить, что «совам» желательно учиться больше вечером, а «жаворонкам» — утром. Когда дети ходят в школу, об этом никто не задумывается, все знают, в котором часу начинаются уроки, и тут — главное — без опозданий. А дистанционное обучение требует от нас достаточно высокого уровня самоорганизации и дисциплины.

Что хочу уточнить: родители должны понимать, что если ребенок в период карантина и дистанционного обучения не будет учиться или у него не будет четкого графика, то потом, при возвращении в школу, ему будет очень тяжело войти в ритм. Если же сейчас у него этот график будет, то потом ребенок мягко адаптируется к возвращению в школу.

— Как вы думаете, как на школьников влияет то, что они не могут видеть своих одноклассников «вживую»?

— Я думаю, нынешних школьников очень сильно выручают современные технологии. Они часто общаются со сверстниками, одноклассниками посредством гаджетов, социальных сетей, программ (Zoom, Skypе, Viber). Но мы помним, что есть и те, у кого таких возможностей нет.

— Инна, а правильно я понимаю, что сейчас школьники лишены возможности списывать друг у друга?

— Я бы сказала наоборот, списывание — это один из вызовов дистанционного обучения, и в некотором смысле школьникам стало проще списывать. Кто-то один делает домашние задания, потом пересылает друзьям. Если надо сдать тест, то и здесь есть списывание, а, бывает, родители хотят «помочь» детям и сдают тесты вместе с ними. Но здесь возникает хороший вопрос – кому мы врем, кого пытаемся обмануть, позволяя ребенку не выполнять задание, не тренировать свои навыки и знания? Оценка, не подкрепленная знаниями, никому не нужна.

— Как вы думаете, интересно ли детям учиться дистанционно?

— Это зависит от многих факторов. Один – гаджеты. Если у вас нет гаджетов, плохой интернет, разве сможете вы сказать, что дистанционное обучение для вас интересно? Второе – это контент. И ученики, и учителя, и родители предпочли бы очное образование. Мне хотелось бы, чтобы в будущем инструменты дистанционного обучения в средней школе использовались как дополнительные возможности, и не было необходимости закрывать школы на карантин.

— Инна, как родителям помочь ребенку сконцентрироваться на учебе дома?

— Родители могут помочь школьникам, если будут достаточно внимания уделять общению с детьми — в частности, обсудят вопрос ответственности. Ребенок должен понимать, что у него есть зона ответственности – обучение в школе, сдача контрольных работ, экзаменов, и что это именно его ответственность. Также важно, чтобы родители в период дистанционного обучения поддерживали обратную связь с учителями.

 

 

И. Билык: «Во время онлайн-обучения школьникам и родителям придется выработать самодисциплину»

По материалам: golos.ua