Свыше 35% бюджета Украину идет на обслуживание государственного долга — Петрашко

Игорь Петрашко о государственный долг, безработица и кредитования

Понад 35% бюджету Україну йде на обслуговування державного боргу - Петрашко
Понад 35% бюджету Україну йде на обслуговування державного боргу - Петрашко

Министр экономики Игорь Петрашко в интервью Интерфакс-Украина рассказал:

о том, какие решения ожидает от нового главы Национального банка Украины:

Хотелось бы, чтобы новый глава НБУ работал над смягчением монетарных условий, над доступом экономики к кредитным ресурсам. Простые расчеты показывают: для роста экономики на 7-8% ВВП ежегодно требуется кредитование – 320-400 млрд грн в год. В прошлом году у нас этот показатель был на уровне 100 млрд грн.

об учетной ставке:

Сейчас, действительно, учетная ставка 6% годовых. Но этого недостаточно и поздно. Я считаю, надо снижать дальше ставку. Не вижу проблем, если у нас учетная ставка будет ниже, чем инфляция. Большинство европейских стран, Штаты установили учетную ставку центробанков ниже уровня инфляции. Снижение до 6% – хороший шаг, но когда он произошел? Это нужно было делать полгода назад, когда только началась тенденция. У нас падение промышленности произошло в четвертом квартале в прошлом году.

о кредитовании:

В Украине должны ставить себе за цель кредитования в районе 5-7%. Программа “5-7-9%”, которая была точечной, теперь должен заработать на это преимущество. У нас в принципе должен быть кредит под 5%, 7% или 9% в зависимости от рисков. Вся экономика должна работать на эту программу. Для хороших проектов, где есть понимание, что есть государственная поддержка – 5% годовых, для средних – 7%, для более рисковых – 9%.

о расходах на обслуживание долга:

Сейчас более 35% бюджета Украину идет на обслуживание государственного долга. Это огромный ресурс. Это больше, чем на армию и медицину. Но долги брали и их надо обслуживать. Но ставки в мире существенно ниже: если Япония – 0,1%, то у нас в районе 6-7%.

о падении ВВП:

Примерно, 5%. Хотя у меня есть более оптимистичные ожидания, при определенных решениях. Мы гораздо лучше вышли с карантина, чем мы думали. Есть более существенное обновление определенных направлений. Баланс по безработице контролируемый – не произошло значительного скачка количества безработных на 1-2 млн, чего мы боялись. Сейчас количество безработных не растет уже третью неделю подряд, остается в районе 517 тыс. чел. Новые безработные регистрируются, но и растет количество тех, кто нашел работу.

о макроэкономические прогнозы:

Мой прогноз, как министра экономики, и желание президента – это 7-8% ВВП роста. Можем ли мы подписаться под таким макропрогнозом? Пока нет. Это честный ответ. Если найдем взаимопонимание по макрополітиці с теми вещами, которые задумало правительство и имплементирует из Верховной Рады, я думаю, у нас есть еще время создать условия, чтобы мы увидели быстрый рост. Но базовая вещь – кредитования экономики. И в макропрогнозе в том числе.

И есть план, как это сделать. Есть разные точки зрения на развитие. Кто-то поддерживает стабильный рост в 2-3%, но это будет стагнация. А можно расти на 7-8%, хотя будут некоторые риски. Инфляция может быть выше или курс. Это все баланс. Но будет большая зарплата.

о причинах отказа банков от кредитования под 14%:

Денег в Фонде предпринимательства из расчета на год хватает на 30 млрд грн рефинансированных кредитов. Чрезвычайно положительная вещь – снижение учетной ставки. Если процесс продолжится и средства в банках будут возвращены с НБУ, мы увидим, что верхняя планка, по которой банки сейчас кредитуют, снизится. И они с удовольствием снизят еще до 14% годовых, чтобы помочь предпринимателю. Потому что у нас сейчас самая большая проблема – что банки кредитуют под 21% и говорят «мы подумаем». Это немного жадность – они еще думают, может и удастся взыскать 21-22%, а не пойти на реструктуризацию под 14%.

Также читайте

Источник: mind.ua

Читайте ранее:
«Если переговоры с МВФ зайдут в тупик?»: аналитик дал прогноз

Переговоры с МВФ будут очень сложными и если они зайдут в тупик, то дальше уже будет вопрос политического решения. Об

Закрыть